понедельник, 28 мая 2012 г.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЕ

Ковалёв Сергей Александрович (тезисы доклада на МНП конференции "Виртуальное образовательное пространство: психологические проблемы"

«Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.» -   Аристотель
! Изменилось ли психологическое восприятие человеком информации? Нет. Почему? Изменилась ли направленность восприятий и реакций – нет, ценности остались прежними! Изменился объем информации ее качество и формы. Изменилось наше знание но не суть сознания… оно приобрело лишь дополнительные формы выражения.  С наличием множества форм и средств трансляции и восприятия информации, развились новые чувственные органы понимания?, осознания, изменилась ли рефлексия?? Скорее нет, чем да.

С ростом объема информации  физиологические органы ее  восприятия остались неизменны. Аристотель и Конфуций ни как не глупее нас сегодняшних, обладающих знаниями новых свойств и категорий материи,  технологиями 3д..пр. Изменилось ли наше целеполагание -  да,  и меняется циклично, с цикличностью и периодичностью смены информационной среды. 

1.     Интернет - информационная среда самовыражения без ограничений и  как среда для  рефлексии собственной поведенческой мотивации. 
2.     Отсюда образование через многовариантность построения образов, моделирование сред образования.
С формулирования вопросов??? начинаются варианты ответов.
 Как вводится внутренний  и внешний цензор  содержания Знания и трансляция  предмета  педагога сегодня? (Боязнь  критики в некомпетентности  и страх перед  публичностью оценки?) Возможность интернет - фиксировать и изменять (модерировать) содержание высказывания автора,  хранить, анализировать, оценивать?  Но и интерактивность  позволяет автору или источнику непосредственно воздействовать на объект образования, сокращать путь от генерации знания к потребителю, вести интерактивные диалоги и конференции, дискуссии, семинары и т.п.
Почему вузы, в том числе имеющие кафедры веб-программирования не имеют своих интерактивных решений образования? Техническая, финансовая, технологическая или психологическая проблема? Имеем налицо парадоксальную ситуацию: готовим «лучших» специалистов и учим как?, и не имеем в распоряжении вузов полноценных инструментов, оснастки, т.е. сапожники без сапог. Или это проблема состояния и психологии  образования ситуативно для Украины на нынешнем этапе развития? Несколько тестовых вопросов следуют логически: понимаем и не знаем, -хотим, -умеем, -нужно,.. или не понимаем, но знаем, хотим, умеем, делаем….???

Почему в большей части  не исследуются психология образования нашей жизни,  поведенческие стереотипы управления, например, а исследуются знания... и как следствие,  явление не интернет библиотек, а интернет продаж курсовых, дипломов,  кандидатских, докторских?   
Интерактивное образование скорее вопрос психологии субъекта, источника информации (педагога) чем вопрос психологии объекта восприятия. 
Психологическая среда или  психологический климат формирования психики и воздействия на психику… утоления голода,  или обжорство, информация - веб-наркотик..или?? она же и формирует интерактивную среду.
 Открыты и доступны технические возможности, создание образовательных кластеров,  центров возбуждения реакторов знания… Возможно моделирование форм  и комбинирование информации в информационно-эмоциональные пачки (заслуживает отдельного обсуждения). Проблемы и категории понимания информационной среды, вводят новое содержание в ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (следует рассматривать его отдельной темой, предметом) и в том числе как функцию саморегулятора.
В данной связи показательным является определение ценности Н. Лосского: «ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка».
Я бы выделил деятельностные психологические аспекты интерактивного образования:
·         как аспект организации мышления,
·        как аспект организации социума,
·        как аспект организации деятельности,
·        организации управления, самоорганизации и самоутверждения
Все схвачено? психологические аспекты и сущность управленческого контроля (самоконтроля)? несомненно, можно дополнить.
Чтобы обеспечить благоприятный психологический климат в процессе общения, каждый человек, независимо от целей, побудив­ших его к вступлению в интернетконтакт, всегда стремится удов­летворить в общении по крайней мере три потребности:
-В самовыражении и достижении взаимопонимания по предмету взаимодействия.
-В эмоциональной поддержке.
-В признании его личностью.
Страх устраняется мнимой анонимностью.

Введение и наличие модулей (инструментов) контроля:
1. Исчезает неопределенность. Никакие тщательно разработанные планы и программы действий не могут учесть все и все возможные осложнения и обстоятельства. Нужен инструмент контроля  для того, чтобы, корректируя решение задачи, устранять или уменьшать неопределенность.
2. Появляется возможность предвидеть кризисные ситуации. Ошибки и мелкие нерешенные вопросы, которые есть всегда, порой так многочисленны, что превышают критическую массу. Конечно, это происходит в том случае, если их не решать. Так вот, контроль позволяет фиксировать и исправлять ошибки до того, как их последствия приведут к кризису.
3. Выявляются не только ошибки, но и успехи. Они позволяют определить, какие именно направления деятельности наиболее перспективны.

 Среды всегда в рамках тех или иных концепциЙ, например, в концепции образования предпринимателя … при этом понимание предприниматель не торговец, не юр.лицо хозяйственной деятельности, не элемент гос. регулирования предпринимательства а шире, предпринимающий, изыскатель, личность, человека определенного личностного склада, который в своем стремлении к созиданию прокладывает, заполняет пустые топы новым знанием, делатель. Самостоятельно выбирает способ экономической деятельности, несет ответственность за ее результаты и на этапах своей деятельности, легко самоопределяется в  функциях собственника капитала, наемного управляющего и работника.  Создать идеальную предпринимательскую среду – почти утопия… это что-то в духе гражданского общества или коммунизма, но создать платформу и задать вектор вполне осуществимо.
 Предпринимательство — одно из действенных сред, которые помогают поддерживать стимулы к высокопроизводительному труду, хозяйскую мотивацию. Предприниматель – всегда Гражданин-хозяин, идет ли речь об отдельном человеке или о коллективе. К предпринимательской среде относятся любые виды хозяйственной деятельности-  это наука управлять, суть которой можно представить следующим образом: погоня за возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент находятся у нас под контролем форма деятельности в сфере создания научно-технической продукции и представления услуг с целью получения возможно большего эффекта деятельности. Я бы еще назвал концепцию образования Предпринимателя концепцией образования Автора.  Пустоты, сфера стратегических интересов предпринимателя, автора их плацдарм военных действий, где он наполняет их своими правилами и своим содержанием, своим образом, в том числе образом среды получения удовлетворения.

1 комментарий:

  1. !!! Надо создавать образы, множить их через образование деятельных образований.

    ОтветитьУдалить