Ковалёв Сергей Александрович (тезисы доклада на МНП конференции "Виртуальное образовательное пространство: психологические проблемы"
«Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную
моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону,
поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым
нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.» - Аристотель
! Изменилось ли психологическое восприятие
человеком информации? Нет. Почему? Изменилась ли направленность восприятий и
реакций – нет, ценности остались прежними! Изменился объем информации ее
качество и формы. Изменилось наше знание но не суть сознания… оно приобрело
лишь дополнительные формы выражения. С
наличием множества форм и средств трансляции и восприятия информации, развились
новые чувственные органы понимания?, осознания, изменилась ли рефлексия??
Скорее нет, чем да.
С ростом объема информации физиологические органы ее восприятия остались неизменны. Аристотель и
Конфуций ни как не глупее нас сегодняшних, обладающих знаниями новых свойств и
категорий материи, технологиями 3д..пр.
Изменилось ли наше целеполагание -
да, и меняется циклично, с
цикличностью и периодичностью смены информационной среды.
1.
Интернет - информационная среда самовыражения без ограничений и как среда для
рефлексии собственной поведенческой мотивации.
2.
Отсюда образование через многовариантность построения образов,
моделирование сред образования.
С формулирования вопросов??? начинаются варианты
ответов.
Как вводится
внутренний и внешний цензор содержания Знания и трансляция предмета
педагога сегодня? (Боязнь критики
в некомпетентности и страх перед публичностью оценки?) Возможность интернет -
фиксировать и изменять (модерировать) содержание высказывания автора, хранить, анализировать, оценивать? Но и интерактивность позволяет автору или источнику
непосредственно воздействовать на объект образования, сокращать путь от
генерации знания к потребителю, вести интерактивные диалоги и конференции, дискуссии,
семинары и т.п.
Почему вузы, в том числе имеющие кафедры
веб-программирования не имеют своих интерактивных решений образования?
Техническая, финансовая, технологическая или психологическая проблема? Имеем
налицо парадоксальную ситуацию: готовим «лучших» специалистов и учим как?, и не
имеем в распоряжении вузов полноценных инструментов, оснастки, т.е. сапожники
без сапог. Или это проблема состояния и психологии образования ситуативно для Украины на
нынешнем этапе развития? Несколько тестовых вопросов следуют логически:
понимаем и не знаем, -хотим, -умеем, -нужно,.. или не понимаем, но знаем,
хотим, умеем, делаем….???
Почему в большей части не исследуются психология образования
нашей жизни, поведенческие стереотипы
управления, например, а исследуются знания... и как следствие, явление не интернет библиотек, а интернет
продаж курсовых, дипломов, кандидатских,
докторских?
Интерактивное образование скорее вопрос психологии
субъекта, источника информации (педагога) чем вопрос психологии объекта восприятия.
Психологическая среда или психологический климат формирования психики и
воздействия на психику… утоления голода,
или обжорство, информация - веб-наркотик..или?? она же и формирует
интерактивную среду.
Открыты и
доступны технические возможности, создание образовательных кластеров, центров возбуждения реакторов знания…
Возможно моделирование форм и
комбинирование информации в информационно-эмоциональные пачки
(заслуживает отдельного обсуждения). Проблемы и категории понимания
информационной среды, вводят новое содержание в ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (следует
рассматривать его отдельной темой, предметом) и в том числе как функцию
саморегулятора.
В данной связи показательным является определение ценности Н. Лосского:
«ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл всего мира в целом, и
каждой личности, и каждого события, и каждого поступка».
Я бы выделил
деятельностные психологические аспекты интерактивного образования:
·
как аспект организации мышления,
·
как аспект
организации социума,
·
как аспект
организации деятельности,
·
организации
управления, самоорганизации и самоутверждения
Все схвачено?
психологические аспекты и сущность управленческого контроля (самоконтроля)? несомненно,
можно дополнить.
Чтобы обеспечить благоприятный психологический
климат в процессе общения, каждый человек, независимо от целей, побудивших его
к вступлению в интернетконтакт, всегда стремится удовлетворить в общении по
крайней мере три потребности:
-В самовыражении и достижении взаимопонимания по
предмету взаимодействия.
-В эмоциональной поддержке.
-В признании его личностью.
Страх устраняется мнимой
анонимностью.
Введение и наличие
модулей (инструментов) контроля:
1. Исчезает
неопределенность. Никакие тщательно разработанные планы и программы действий не
могут учесть все и все возможные осложнения и обстоятельства. Нужен инструмент
контроля для того, чтобы, корректируя
решение задачи, устранять или уменьшать неопределенность.
2. Появляется возможность
предвидеть кризисные ситуации. Ошибки и мелкие нерешенные вопросы, которые есть
всегда, порой так многочисленны, что превышают критическую массу. Конечно, это
происходит в том случае, если их не решать. Так вот, контроль позволяет
фиксировать и исправлять ошибки до того, как их последствия приведут к кризису.
3. Выявляются не только
ошибки, но и успехи. Они позволяют определить, какие именно направления
деятельности наиболее перспективны.
Среды всегда в рамках тех или иных концепциЙ,
например, в концепции образования предпринимателя … при этом понимание
предприниматель не торговец, не юр.лицо хозяйственной деятельности, не элемент
гос. регулирования предпринимательства а шире, предпринимающий, изыскатель,
личность, человека определенного личностного склада, который в
своем стремлении к созиданию прокладывает, заполняет пустые топы новым знанием,
делатель. Самостоятельно выбирает способ экономической деятельности, несет
ответственность за ее результаты и на этапах своей деятельности, легко
самоопределяется в функциях собственника
капитала, наемного управляющего и работника.
Создать идеальную предпринимательскую среду – почти утопия… это что-то в
духе гражданского общества или коммунизма, но создать платформу и задать вектор
вполне осуществимо.
Предпринимательство — одно из
действенных сред, которые помогают поддерживать стимулы к
высокопроизводительному труду, хозяйскую мотивацию. Предприниматель – всегда
Гражданин-хозяин, идет ли речь об отдельном человеке или о коллективе. К
предпринимательской среде относятся любые виды хозяйственной деятельности- это наука управлять, суть которой можно
представить следующим образом: погоня за возможностями без оглядки на ресурсы,
которые в данный момент находятся у нас под контролем форма деятельности в
сфере создания научно-технической продукции и представления услуг с целью
получения возможно большего эффекта деятельности. Я бы еще назвал концепцию
образования Предпринимателя концепцией образования Автора. Пустоты, сфера стратегических интересов
предпринимателя, автора их плацдарм военных действий, где он наполняет их
своими правилами и своим содержанием, своим образом, в том числе образом среды
получения удовлетворения.
!!! Надо создавать образы, множить их через образование деятельных образований.
ОтветитьУдалить