суббота, 9 июня 2012 г.

Методологические основания проекта по разработке и реализации национальной идеи Украины


(совершенствуются и дорабатываются методологической группой проекта)

В рамках данного проекта национальная идея общества рассматривается как первооснова социального проектирования, содержащая во взаимообусловленности идеальные представления о будущем общества и средства проектной реализации данных представлений, в своей совокупности достаточные для формирования взаимоувязанных заданий к программам, планам и проектам общественного развития.
Методологические основания проекта выстраиваются на базе универсального методологического принципа диа-логичности (логического взаимообоснования или диалога логик), применяемого как при выработке самой методологии социального проектирования, так и при разработке на ее основе проекта национальной идеи и соответствующих социальных проектов.

В соответствии с данным принципом выработка методологии и исследование социальной системы осуществляется посредством диалогового сопоставления различных представлений, сформированных на основе соответствующих логических подходов.
Междисциплинарный характер такого диалога находит отражение в необходимости создания и развития соответствующей терминологической базы и системы логических координат, в которой термины увязываются в единое целое. При необходимости фиксируется различие между общефилософским и общесоциологическим значением используемых терминов и их специальным применением в той или иной области знания, профессиональной и практической деятельности или в частной научно-методологической концепции.
Применение данного принципа к разработке национальной идеи Украины выражается в составлении специального терминологического словаря, с которым в дальнейшем должны соотноситься конкретные разработки по каждой из указанных сфер анализа.
Разработка и последующая реализация национальной идеи рассматриваются как взаимосвязанные процессы, возможность участия в которых должна быть у всех заинтересованных граждан страны. Стремительное развитие средств электронной коммуникации переводит сегодня эту задачу в разряд реалистичных, и данный проект являет собой такого рода попытку.
Только социальный диалог и возникающее на его основе социальное партнерство всех заинтересованных субъектов общественного развития: представителей науки, органов управления; деловых кругов; гуманитарной сферы; политических и общественных организаций могут создавать реальные предпосылки для реализуемости и эффективности проектов общественного развития.
Научно организованный социальный диалог субъектов общественного развития в состоянии обеспечить системное взаимоувязывание логики ученых и специалистов с бизнес-интересами деловых людей, духовной позицией гуманитариев, опытом управленцев и особой логикой «искусства возможного», свойственной политическим и общественным деятелям.
Социальное партнерство субъектов процесса общественного развития позволяет наиболее эффективно объединять интеллектуальные, финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Социальное партнерство – наиболее демократичный, свободный и социально ответственный современный механизм совместно-разделенной человеческой деятельности по достижению как индивидуальных, так и общезначимых целей.
В совокупности диалоговая модель социального взаимодействия будет содействовать:
·        достижению наиболее высокого уровня эффективности самореализации социума в целом за счет эффектов внутреннего взаимообогащения субъектов диалога;
·        формированию гуманистического характера отношений между людьми, содержащего в своей основе доброжелательность, взаимное уважение и сотрудничество, что служит обязательной предпосылкой для разрешения всех практических и духовных проблем.
Разработка проекта национальной идеи осуществляется также на основе следующих принципов, логически взаимоувязанных с универсальным принципом диа-логичности:
·        принцип субъектности;
·        принципы диалектической логики;
·        принцип системности.

1.      Принцип субъектности
Построение проекта национальной идеи осуществляется на фундаментальном принципе современного гуманитарно ориентированного познания: человек признается субъектом деятельности и (или) межсубъектных отношений, но никогда — объектом воздействия, манипуляции, внешнего администрирования. При таком подходе даже среда обитания, социально задаваемая и преобразуемая в общественной деятельности, выступает не только как объект воздействия, но и как субъект, способный вступать в диалог с человеком через внешние, материализованные, "общедоступные" объекты и через внутренне содержащиеся в нем смыслы.
В соответствии с данным принципом национальная идея должна предполагать одновременное развитие страны (как окружающей среды и объекта преобразующей деятельности ее граждан) и каждого гражданина (субъекта деятельности и самотрансформации) — в их неразрывном единстве.
Данный принцип основывается на том, что:
·        все граждане являются субъектами взаимодействия — как непосредственного, так и опосредованного окружающей средой;
·        человеческая деятельность представляет собою акт одновременного, неразрывного преобразования объекта своей деятельности и переосмысления, преобразования самого себя как субъекта деятельности.
Применительно к Украине данный принцип раскрывается в соответствии с рис. 1, где отражено взаимодействие каждого гражданина (субъекта деятельности) и окружающей среды — Украины (одновременно субъекта и объекта преобразующего взаимодействия).
На сегодня социальное взаимодействие в Украине описывается тремя основными моделями, свойственными современному обществу и действующими, как правило, одновременно в ситуативном соотнесении:
·        авторитарная: исходный субъект (организация) использует другого человека или другую социальную общность как средство реализации своих целей;
·        манипулятивная: активный инициатор использует других людей или общность как средство, не отрицая их субъектный статус, но организуя условия деятельности таким образом, что объект манипуляции вынуждается делать запланированное манипулятором, и при этом обычно сам бывает психологически удовлетворен;
·        диалогическая: исходный субъект вступает во взаимодействие с другим субъектом и считает его равным себе, имеющим такие же основания на свою позицию, свои мысли и стремления, и выигрывает от отношения к другим как к субъектам, получая взамен реальные результаты, информацию, психологическую и моральную поддержку.
Национальная идея в своей реализации должна обеспечивать неуклонное увеличение диалоговой составляющей социального взаимодействия.

2.      Принципы диалектической логики
Принципы диалектической логики отражают наиболее общие закономерности развития природы, общества и человека (его мышления). В соответствии с данными закономерностями источником самодвижения и развития являются диалектические противоречия, взаимодействие противоположных сторон и тенденций предметов и явлений, находящихся во внутреннем единстве и взаимопроникновении.
Разрешение социальных противоречий в соответствии с означенными выше принципами должно осуществляться посредством диалога и должно быть направлено на поиск путей к социальной гармонии. Диалоговое (агональное) взаимодействие - это процесс социального сотворчества, в котором стороны имеют целью не столько отстаивание собственных приоритетов и достижение своих, особенных целей, сколько совместную выработку ценностей жизни и культуры, вписывающихся в круг таких понятий, как истина, добро, красота, любовь, дружба, счастье.

3.      Принцип системности (системно-структурный подход)
В соответствии с данным принципом Украина рассматривается как сложная самоорганизующаяся социальная система, являющаяся в то же время подсистемой структурных образований более общего уровня: СНГ, и иные межгосударственные образования, в состав которых входит Украина.
Системный подход ставит задачу оптимизации системы в целом, а не только улучшение эффективности входящих в него подсистем, и предполагает анализ функционирования и развития подсистем во взаимосвязи и взаимообусловленности. Взаимодействие системы и подсистем основывается на диалектике взаимоотношений части и целого, обеспечивающей взаимное соответствие направлений развития системы и отдельных ее составляющих. Диалектические основания в системном подходе проявляются также в методологии анализа развития систем через выявление внутренних противоречий находящихся в ней в единстве противоположных сторон. Раздвоение единого — обязательный элемент такого анализа.
Применение принципа системности к анализу государства как сложной системы с выделением в ней, посредством раздвоения, в качестве противоположных взаимодействующих сторон — окружающей среды (объекта деятельности) и гражданина (субъекта деятельности), отражено на рис. 1. Полученное таким образом видение процессов взаимодействия служит основанием для использования в задаче управления развитием Украины схемы, обозначенной на рис.2. Цель управленческих решений в данной схеме - формирование параметров окружающей среды, соответствующих цели, декларированной в национальной идее.
Приведенная в таблице классификация компонент окружающей среды выполнена на основе государственного нормативного документа «ДБН А.2.2-1-95: Государственные строительные нормы Украины. Состав и содержание материалов оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений. Основные положения проектирования». Структурирование относительно условно, поскольку возможно одновременное пребывание каждого элемента среды в нескольких подсистемах, в каждой из которых он представлен в соответствующем качестве. Такого же рода условность свойственна и дальнейшему структурированию вглубь исследуемого объекта.


СТРУКТУРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Природная среда
Техногенная среда
Социальная среда
Компоненты
Компоненты

Компоненты

Геологическая среда
Промышленные объекты
Ценности
Воздушная среда
Сельскохозяйственные объекты
Духовная сфера
Водная среда
Жилищно-гражданские объекты
Социальная сфера
Почва
Наземные и подземные сооружения
Общественно-политическая сфера
Растительный и животный мир, заповедные объекты
Объекты социальной организации территории
Хозяйственная  сфера
Микроклимат
Памятники архитектуры, истории и культуры










Рис.1

Комментариев нет:

Отправить комментарий