(совершенствуются и дорабатываются методологической группой проекта)
В
рамках данного проекта национальная идея общества рассматривается как
первооснова социального проектирования, содержащая во
взаимообусловленности идеальные представления о будущем общества и
средства проектной реализации данных представлений, в своей совокупности
достаточные для формирования взаимоувязанных заданий к программам,
планам и проектам общественного развития.
Методологические основания проекта выстраиваются на базе универсального методологического принципа диа-логичности (логического взаимообоснования или диалога логик),
применяемого как при выработке самой методологии социального
проектирования, так и при разработке на ее основе проекта национальной
идеи и соответствующих социальных проектов.
В
соответствии с данным принципом выработка методологии и исследование
социальной системы осуществляется посредством диалогового сопоставления
различных представлений, сформированных на основе соответствующих
логических подходов.
Междисциплинарный
характер такого диалога находит отражение в необходимости создания и
развития соответствующей терминологической базы и системы логических
координат, в которой термины увязываются в единое целое. При
необходимости фиксируется различие между общефилософским и
общесоциологическим значением используемых терминов и их специальным
применением в той или иной области знания, профессиональной и
практической деятельности или в частной научно-методологической
концепции.
Применение
данного принципа к разработке национальной идеи Украины выражается в
составлении специального терминологического словаря, с которым в
дальнейшем должны соотноситься конкретные разработки по каждой из
указанных сфер анализа.
Разработка
и последующая реализация национальной идеи рассматриваются как
взаимосвязанные процессы, возможность участия в которых должна быть у
всех заинтересованных граждан страны. Стремительное развитие средств
электронной коммуникации переводит сегодня эту задачу в разряд
реалистичных, и данный проект являет собой такого рода попытку.
Только
социальный диалог и возникающее на его основе социальное партнерство
всех заинтересованных субъектов общественного развития: представителей
науки, органов управления; деловых кругов; гуманитарной сферы;
политических и общественных организаций могут создавать реальные
предпосылки для реализуемости и эффективности проектов общественного
развития.
Научно
организованный социальный диалог субъектов общественного развития в
состоянии обеспечить системное взаимоувязывание логики ученых и
специалистов с бизнес-интересами деловых людей, духовной позицией
гуманитариев, опытом управленцев и особой логикой «искусства
возможного», свойственной политическим и общественным деятелям.
Социальное
партнерство субъектов процесса общественного развития позволяет
наиболее эффективно объединять интеллектуальные, финансовые,
материальные и трудовые ресурсы. Социальное партнерство – наиболее
демократичный, свободный и социально ответственный современный механизм
совместно-разделенной человеческой деятельности по достижению как
индивидуальных, так и общезначимых целей.
В совокупности диалоговая модель социального взаимодействия будет содействовать:
· достижению
наиболее высокого уровня эффективности самореализации социума в целом
за счет эффектов внутреннего взаимообогащения субъектов диалога;
· формированию
гуманистического характера отношений между людьми, содержащего в своей
основе доброжелательность, взаимное уважение и сотрудничество, что
служит обязательной предпосылкой для разрешения всех практических и
духовных проблем.
Разработка
проекта национальной идеи осуществляется также на основе следующих
принципов, логически взаимоувязанных с универсальным принципом
диа-логичности:
· принцип субъектности;
· принципы диалектической логики;
· принцип системности.
1. Принцип субъектности
Построение
проекта национальной идеи осуществляется на фундаментальном принципе
современного гуманитарно ориентированного познания: человек признается
субъектом деятельности и (или) межсубъектных отношений, но никогда —
объектом воздействия, манипуляции, внешнего администрирования. При таком
подходе даже среда обитания, социально задаваемая и преобразуемая в
общественной деятельности, выступает не только как объект воздействия,
но и как субъект, способный вступать в диалог с человеком через внешние,
материализованные, "общедоступные" объекты и через внутренне
содержащиеся в нем смыслы.
В
соответствии с данным принципом национальная идея должна предполагать
одновременное развитие страны (как окружающей среды и объекта
преобразующей деятельности ее граждан) и каждого гражданина (субъекта
деятельности и самотрансформации) — в их неразрывном единстве.
Данный принцип основывается на том, что:
· все граждане являются субъектами взаимодействия — как непосредственного, так и опосредованного окружающей средой;
· человеческая
деятельность представляет собою акт одновременного, неразрывного
преобразования объекта своей деятельности и переосмысления,
преобразования самого себя как субъекта деятельности.
Применительно
к Украине данный принцип раскрывается в соответствии с рис. 1, где
отражено взаимодействие каждого гражданина (субъекта деятельности) и
окружающей среды — Украины (одновременно субъекта и объекта
преобразующего взаимодействия).
На
сегодня социальное взаимодействие в Украине описывается тремя основными
моделями, свойственными современному обществу и действующими, как
правило, одновременно в ситуативном соотнесении:
· авторитарная: исходный субъект (организация) использует другого человека или другую социальную общность как средство реализации своих целей;
· манипулятивная:
активный инициатор использует других людей или общность как средство,
не отрицая их субъектный статус, но организуя условия деятельности таким
образом, что объект манипуляции вынуждается делать запланированное
манипулятором, и при этом обычно сам бывает психологически удовлетворен;
· диалогическая:
исходный субъект вступает во взаимодействие с другим субъектом и
считает его равным себе, имеющим такие же основания на свою позицию,
свои мысли и стремления, и выигрывает от отношения к другим как к
субъектам, получая взамен реальные результаты, информацию,
психологическую и моральную поддержку.
Национальная
идея в своей реализации должна обеспечивать неуклонное увеличение
диалоговой составляющей социального взаимодействия.
2. Принципы диалектической логики
Принципы диалектической логики отражают наиболее общие закономерности развития природы, общества и человека (его мышления).
В соответствии с данными закономерностями источником самодвижения и
развития являются диалектические противоречия, взаимодействие
противоположных сторон и тенденций предметов и явлений, находящихся во
внутреннем единстве и взаимопроникновении.
Разрешение
социальных противоречий в соответствии с означенными выше принципами
должно осуществляться посредством диалога и должно быть направлено на
поиск путей к социальной гармонии. Диалоговое (агональное)
взаимодействие -
это процесс социального сотворчества, в котором стороны имеют целью не
столько отстаивание собственных приоритетов и достижение своих,
особенных целей, сколько совместную выработку ценностей жизни и
культуры, вписывающихся в круг таких понятий, как истина, добро,
красота, любовь, дружба, счастье.
3. Принцип системности (системно-структурный подход)
В
соответствии с данным принципом Украина рассматривается как сложная
самоорганизующаяся социальная система, являющаяся в то же время
подсистемой структурных образований более общего уровня: СНГ, и иные
межгосударственные образования, в состав которых входит Украина.
Системный
подход ставит задачу оптимизации системы в целом, а не только улучшение
эффективности входящих в него подсистем, и предполагает анализ
функционирования и развития подсистем во взаимосвязи и
взаимообусловленности. Взаимодействие системы и подсистем основывается
на диалектике взаимоотношений части и целого, обеспечивающей взаимное
соответствие направлений развития системы и отдельных ее составляющих.
Диалектические основания в системном подходе проявляются также в
методологии анализа развития систем через выявление внутренних
противоречий находящихся в ней в единстве противоположных сторон.
Раздвоение единого — обязательный элемент такого анализа.
Применение
принципа системности к анализу государства как сложной системы с
выделением в ней, посредством раздвоения, в качестве противоположных
взаимодействующих сторон — окружающей среды (объекта деятельности) и
гражданина (субъекта деятельности), отражено на рис. 1. Полученное таким
образом видение процессов взаимодействия служит основанием для
использования в задаче управления развитием Украины схемы, обозначенной
на рис.2. Цель управленческих решений в данной схеме - формирование
параметров окружающей среды, соответствующих цели, декларированной в
национальной идее.
Приведенная
в таблице классификация компонент окружающей среды выполнена на основе
государственного нормативного документа «ДБН А.2.2-1-95: Государственные
строительные нормы Украины. Состав и содержание материалов оценки
воздействий на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и
строительстве предприятий, зданий и сооружений. Основные положения
проектирования». Структурирование относительно условно, поскольку
возможно одновременное пребывание каждого элемента среды в нескольких
подсистемах, в каждой из которых он представлен в соответствующем
качестве. Такого же рода условность свойственна и дальнейшему
структурированию вглубь исследуемого объекта.
СТРУКТУРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Природная среда
|
Техногенная среда
|
Социальная среда
|
Компоненты
|
Компоненты
|
Компоненты |
Геологическая среда
|
Промышленные объекты
|
Ценности
|
Воздушная среда
|
Сельскохозяйственные объекты
|
Духовная сфера
|
Водная среда
|
Жилищно-гражданские объекты
|
Социальная сфера
|
Почва
|
Наземные и подземные сооружения
|
Общественно-политическая сфера
|
Растительный и животный мир, заповедные объекты
|
Объекты социальной организации территории
|
Хозяйственная сфера
|
Микроклимат
|
Памятники архитектуры, истории и культуры
|
Рис.1
Комментариев нет:
Отправить комментарий